Сердце любого мотоцикла - это двигатель, о двигателях речь и пойдёт, а именно о тех, что ставятся на «ИЖ Планета 5».
Двухтактный, одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, карбюраторный. Поперечной конструкции и вертикальным расположением цилиндра.
Рабочий объём, см3 ................................346
Степень сжатия ......................................8,2÷8,7
Максимальная мощность
Двигателя при 4850 об/мин, л.с. ...............22
Максимальный крутящий
момент при 4590 об/мин, Н*м .................28,4
Система смазки Совместно с топливом
Топливо Бензин с октановым числом
не ниже ..............................................76 (>АИ76)
На рисунке представлен двигатель в разрезе.
2. Головка цилиндра 13. Прокладка крышки уплотнения
3. Свеча зажигания 14. Подшипник роликовый
4. Декомпрессор 15. Вал коленчатый
5. Гайка 16. Шайба маслонаправляющая
6. Шайба 17. Уплотнение
8. Палец поршня 19. Шайба волнообразная
9. Крышка генератора 20. Насос масляный
10. Генератор 21. Кольцо стопорное
11. Крышка уплотнения 22. Кольцо поршневое

Ниже на рисунках показано положение поршня в процессе работы, а стрелками движение газов внутри двигателя.

Выпуск - когда верхняя кромка поршня проходит выпускное окно, отработавшие газы выходят через него в выхлопную систему, поршень по инерции продолжает двигаться вниз, после чего верхняя кромка открывает продувочные каналы. Поршень продолжает сжимать топливную смесь в кривошипной камере.
Продувка - когда открываются продувочные каналы, через них сжатая топливная смесь переходит из кривошипной камеры в камеру сгорания до тех пор, пока давление между ними не сравняется. Топливная смесь не выходит в выпускное окно из-за давления отработавших газов, которые не сразу выходят из выхлопной системы. Поршень продолжает двигаться вниз до тех пор, пока не достигнет НМТ (нижней мёртвой точки), после чего по инерции вращающегося кривошипа, поршень начинает двигаться вверх и закрывает продувочные каналы. При движении поршня вверх, до закрытия каналов продувки, часть топливной смеси переходит назад в кривошипную камеру.
Впуск - после закрытия продувочных каналов происходит сжатие топливной смеси внутри камеры сгорания, при этом некоторое время остаётся открытым выпускное окно. Выходу через него, топливной смеси мешает давление отработавших газов в выхлопной системе, не успевших полностью выйти наружу. После перекрытия верхней кромкой поршня выпускного окна топливная смесь сжимается. В своё время движение поршня вверх создаёт разряжение в кривошипной камере. Двигаясь вверх, поршень кромкой юбки открывает впускное окно, через которое под действием атмосферного давления топливная смесь из карбюратора засасывается в кривошипную камеру с разряженной атмосферой, до тех пор, пока давление не сравняется. Всасывание происходит до достижения поршня ВМТ (верхней мёртвой точки).
После достижения ВМТ поршень начинает двигаться вниз, выталкивая топливную смесь из кривошипной камеры обратно в карбюратор, до тех пор, пока юбка поршня полностью не перекроет впускное окно. Таким образом, выталкивается около 80 см3 топливной смеси. Чтобы предотвратить это используются Лепестковые Клапаны, которые, к сожалению, не стоят на данном двигателе.
Ниже показана Диаграмма Газораспределения
В верхней и нижней точках, на вертикальной осевой линии, находятся крайние положения поршня (ВМТ и НМТ соответственно).
Использованы рисунки из альбома "Мотоциклы ИЖ-Планета5 ИЖ-Юпитер5" редактор Н.В. Скугаревская